HELPER.BY

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Сертификация системы управления охраной труда (СУОТ): аудит "на месте"

audit_1Следующим этапом сертификации системы управления охраной труда после подачи заявки на сертификацию и анализа документов системы управления охраной труда является непосредственно ее аудит (аудит "на месте").

Началом работ по аудиту системы управления охраной труда организации является разра­ботка плана аудита, который разрабатывает руководитель группы по аудиту.

План аудита системы управления охраной труда должен содержать:

  • цели аудита;
  • критерии аудита и ссылочные документы; 
  • область аудита, включая идентификацию подразделений, которые будут проверяться; 
  • дату и место проведения аудита; 
  • временной график аудита (предполагаемое время начала и продолжительность аудита, сове­щаний с руководством и совещаний группы по аудиту); 
  • распределение ресурсов в наиболее важных областях аудита; 
  • список ответственных специалистов организации, назначенных для сопровождения и работы с группой по аудиту (при необходимости); 
  • требования к конфиденциальности информации, не подлежащей разглашению (при необходимости).

План аудита системы управления охраной труда должен допускать внесение в него измене­ний в ходе аудита, а также обеспечивать эффективное использование квалификации членов группы по аудиту с учетом их компетентности.

План аудита системы управления охраной труда подписывается руководителем группы по аудиту, утверждается руководителем органа по сертификации и согласовывается с ответственным за проведение аудита в организации (руководителем проверяемой организации или ответственным за функционирование системы управления охраной труда). План аудита должен быть представлен про­веряемой организации до начала аудита.

Группа по аудиту должна подготовить рабочие документы для регистрации результатов аудита. Рабочие документы должны содержать:

  • контрольные листы; 
  • формы протоколов несоответствий.

Контрольные листы (см. приложение В ТКП 5.1.12) должны обеспечивать получение выводов (наблюдений аудита) на основании сопоставления свидетельств аудита с критериями аудита.

Аудит системы управления охраной труда включает:

  • предварительное совещание; 
  • сбор информации; 
  • получение свидетельств аудита и подготовку выводов; 
  • подготовку заключения по результатам аудита; 
  • заключительное совещание. 

Предварительное совещание проводится с целью: 

  • представления членов группы по аудиту руководству и специалистам проверяемой организации; 
  • рассмотрения цели, области и критериев аудита; 
  • ознакомления с методами аудита, классификацией несоответствий; 
  • определения необходимых средств, предоставляемых в распоряжение группы по аудиту; 
  • ознакомления с процедурами на случай чрезвычайной ситуации и обеспечения безопасности для группы по аудиту; 
  • предоставления проверяемой организации возможности обсудить все вопросы, относящиеся к аудиту. 

Сбор информации, относящейся к целям, области и критериям аудита, включая информацию о деятельности и взаимодействии подразделений, проводится методом опроса работников организации, наблюдения за деятельностью, анализа документов системы управления охраной труда. 

Для подготовки выводов (наблюдений аудита) свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита. Наблюдения аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Свидетельства и выводы аудита должны быть отражены в контрольных листах. Группа по аудиту должна проанализировать свидетельства аудита, принять решение, какие из них должны быть представлены как несоответствия, и определить значимость несоответствий. 

При определении категории несоответствия группа по аудиту учитывает, является ли несоответствие единичным случаем, систематической ошибкой, несоблюдением требований.

Несоответствия подразделяются на:

  • существенные; 
  • несущественные.

Существенное несоответствие – несоответствие, идентифицированное как недопустимый риск здоровью и безопасности персонала или другое отклонение от требования на систему управления охраной труда, устранение которого потребует изменения организационной структуры организации, больших материальных затрат, подготовки специалистов, длительного времени (более шести меся­цев) устранения и которое существенно повлияет на функционирование системы управления охраной труда.

Несущественное несоответствие – упущение в выполнении установленных требований (крите­риев) или отклонение от установленного требования на систему управления охраной труда, не яв­ляющееся недопустимым риском здоровью и безопасности персонала, устранение которого не требу­ет изменения организационной структуры организации, значительных материальных затрат и которое может быть устранено в процессе работы группы по аудиту либо в течение двух месяцев с момента вы­явления.

Окончательное решение по категории несоответствия принимает руководитель группы по аудиту.

Существенные и несущественные несоответствия отражаются в протоколах несоответст­вий (см. приложение Г ТКП 5.1.12), идентифицируются с требованиями, установленными в ТНПА или документах на систему управления охраной труда организации.

Протоколы несоответствий подлежат совместному рассмотрению руководителем группы по аудиту и руководителем организации или представителем руководства организации, ответственным за функционирование системы управления охраной труда.

Протокол несоответствия должен включать:

  • наименование проверяемого структурного подразделения организации или должностное лицо; 
  • требование ТНПА на систему управления охраной труда или документа системы управления охраной труда организации; 
  • установленное несоответствие и его категорию; 
  • содержание корректирующего действия и срок его проведения; 
  • отметку о проведенных корректирующих действиях; 
  • подписи руководителя организации и руководителя группы по аудиту.

На основании анализа выявленных несоответствий подготавливается заключение о степе­ни соответствия (несоответствия) системы управления охраной труда требованиям ТНПА на систему управления охраной труда.

В результате аудита системы управления охраной труда возможны следующие выводы:

а) система управления охраной труда соответствует ТНПА, на соответствие которому осуществ­лялся аудит;

б) система управления охраной труда не соответствует ТНПА, на соответствие которому осуще­ствлялся аудит.

Система управления охраной труда признается соответствующей ТНПА на систему управления охраной труда, если:

  • несоответствия отсутствуют; 
  • имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы группы по аудиту или в течение двух месяцев со дня их выявления.

Система управления охраной труда признается не соответствующей ТНПА, если обнаружено хо­тя бы одно существенное несоответствие и несущественные несоответствия. В этом случае оценка сис­темы управления охраной труда организации осуществляется после устранения всех выявленных несоответствий.

На заключительном совещании руководству проверяемой организации доводятся выяв­ленные при аудите несоответствия в порядке их значимости, аспекты, нуждающиеся в улучшении (см. приложение Д ТКП 5.1.12), предварительное заключение о соответствии (несоответствии) системы управления охраной труда требованиям ТНПА на систему управления охраной труда.

По результатам аудита системы управления охраной труда с учетом результатов заключительного совещания составляется акт (см. приложение Е ТКП 5.1.12), который подписывается руководителем группы по аудиту и экспертами-аудиторами, утверждается руководителем органа по сертификации и пред­ставляется руководству проверяемой организации.

В акте по аудиту дается четкая оценка соответствия проверяемой системы управления охраной труда требованиям ТНПА на систему управления охраной труда.

В акт также вносятся все вопросы, по которым не достигнуто соглашение между руководителем группы по аудиту и проверяемой организацией, с изложением различных точек зрения.

В акте указывается необходимость разработки корректирующих мероприятий, сроки представле­ния в орган по сертификации доказательств устранения несоответствий, необходимость в дополни­тельном аудите.

Акт по аудиту должен быть подготовлен и направлен в согласованные с проверяемой организа­цией сроки.

Один экземпляр акта и копии протоколов несоответствий хранятся в организации, второй экземп­ляр акта и подлинники протоколов несоответствий хранятся в органе по сертификации.
 


ОПРОС

Что для Вас "охрана труда"?
 

ЮМОР