HELPER.BY

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Информационное письмо Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «О производственном травматизме при выполнении шиномонтажных работ»

mintrudЕжегодно в организациях республики при выполнении шиномонтажных работ приходится регистрировать случаи производственного травматизма с тяжелыми последствиями. Не стал тому исключением как прошедший 2011 г., так и только начавшийся 2012 г. Причем за истекший период 2012 г. Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Департамент) зарегистрирован определенный всплеск таких происшествий.

Так, только за неполные три месяца текущего года при выполнении шиномонтажных работ в республике произошло 3 несчастных случая с тяжелым исходом и 1 – со смертельным. Для сравнения, за весь период 2011 года, при выполнении шиномонтажных работ травмы с тяжелым исходом получили 5 работников, со смертельным – 3.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что, несмотря на отнесение данного вида работ к работам с повышенной опасностью, как со стороны должностных лиц организаций, так и со стороны самих работников, выполняющих шиномонтажные работы, не уделяется должного внимания технологии их безопасного проведения. Зачастую потерпевшие даже не представляют себе всю опасность и тяжесть последствий разрушения конструкции находящегося под давлением колеса. Вместе с тем о тяжести последствий указанных несчастных случаев свидетельствуют вышеприведенные данные Департамента.

Анализ материалов специальных расследований несчастных случаев с тяжелыми последствиями, происшедших при выполнении шиномонтажных работ в 2011 году, показал, что основными их причинами явились: нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований нормативных правовых актов по охране труда (50 процентов от общего количества причин), невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по охране труда (16,7 процента), а также допуск потерпевших к работе без обучения, стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда (16,7 процента).

При этом следует отметить, что причины, приведшие к  нарушению технологии производства шиномонтажных работ, требований безопасности, предъявляемых к ее проведению, могут быть разными, однако, общим следствием всех причин, как правило, является одно – травмирование работников.

Кроме того, наряду с решением технических   вопросов,   не   менее   важным является осуществление организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность труда, о чем свидетельствует тот факт, что в 50 процентах происшедших в 2011 г. несчастных случаев в ходе специального расследования была установлена вина нанимателя.

Согласно нормативным правовым актам по охране труда обязательным условием обеспечения безопасности работы при выполнении шиномонтажных работ является выполнение требований к технологическому процессу (подготовке рабочего места; подготовке колесного транспортного средства к техническому обслуживанию и текущему ремонту (далее – ТО и ТР), установке его на пост ТО (ТР) и снятии с поста; проведении работ) и рабочим местам (наличие специальных приспособлений, инструмента и оборудования в соответствии с установленной технологией). К выполнению шиномонтажных работ должны допускаться работники, имеющие специальную квалификацию (монтировщик шин и шинно-пневматических муфт), прошедшие обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. Однако указанные требования соблюдаются далеко не всегда.

Так, например, результатом выполнения шиномонтажных работ лицами, не имеющими специальной подготовки и не прошедшими проверку знаний по вопросам охраны труда, явилось разрушение конструкции колеса, приведшее 17 марта 2011 г. к несчастному случаю с тяжелым исходом с водителем автомобиля ОАО «Управление механизации № 88». Специальным расследованием указанного несчастного случая было установлено, что монтаж замочного кольца на обод колеса осуществлялся при помощи подручных средств (лома и кувалды). Аналогичные обстоятельства (установка замочного кольца на обод колеса при помощи ударного действия) привели 14 июня 2011 г. к травмированию машиниста автомобильного крана ОАО «Белорусское управление механизации».

13 октября 2011 г. при производстве водителем автомобиля ОАО «Юшевичи» работ по демонтажу сдвоенных колес с задней оси автомобиля МАЗ 555102, произошло разъединение съемных деталей обода наружного колеса, из шины которого предварительно не был спущен воздух. В результате разрыва элементов колеса работник получил сочетанную травму головы, груди, живота. От полученных травм потерпевший скончался. В ходе специального расследования данного несчастного случая было установлено, что потерпевший был допущен к работе без проверки знаний по вопросам охраны труда. Похожий случай произошел 22 ноября 2011 г., когда при выполнении работ по демонтажу колеса с разборными ободьями, без предварительного выпуска воздуха из шины, в результате разрыва колеса (болтовых соединений частей диска колеса), был смертельно травмирован тракторист-машинист ОАО «Лежни» Шумилинского района Витебской области.

Причинами несчастных случаев, происшедших 6 апреля 2011 г. в СПК «Русь-Агро» и 23 января 2012 г. в ЧУП «Шиномонтаж Катин-Бор», явился коррозийный износ дисков колес и бортовых (замочных) колец транспортных средств, эксплуатируемых более 20 лет.

На основании изложенного и в целях профилактики производственного травматизма Департамент предлагает республиканским органам государственного управления, иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам:

1. Довести настоящую информацию до сведения и принятия эффективных мер реагирования подчиненными (расположенными на подведомственной территории) организациями.

2. Потребовать от руководителей подчиненных (расположенных на подведомственной территории) организаций, осуществляющих техническое обслуживание и ремонт транспортных средств (автомобильного транспорта, колесных тракторов и самоходных машин):

2.1. Назначить приказом по организации лиц, ответственных за выполнение шиномонтажных работ.

2.2. Не допускать к выполнению шиномонтажных работ работников, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших обучение, проверку знаний и инструктаж по безопасному их выполнению.

2.3. Монтаж и демонтаж шин проводить только в приспособленных для этих работ помещениях с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента.

2.4. Запретить:

демонтаж с обода шин, находящихся под давлением;

снятие колеса с разборными ободьями, когда шина находится под давлением;

исправление положения бортовых и замочных колец, когда шина находится под давлением;

демонтаж одного из сдвоенных колес без применения домкрата, путем наезда второго сдвоенного колеса на выступающий предмет;

применение кувалд и подобных предметов при монтажно-демонтажных работах, способных деформировать детали колес;

замену золотников различного рода заглушками.

перекатывание вручную колеса, дисков и шин.

2.5. Провести обследование дисков колес транспортных средств, эксплуатируемых более 15 лет.

2.6. Обеспечить выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128, Правил по охране труда при ремонте, техническом обслуживании и постановке на хранение сельскохозяйственных машин, агрегатов и оборудования, утвержденных постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия  Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 14.

 


ОПРОС

Что для Вас "охрана труда"?
 

ЮМОР