HELPER.BY

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Что такое государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда?

Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства об охране труда, и в этом состоит их общность.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности, и с этой точки зрения он присущ всем управленческим структурам, которые осуществляют руководство всеми сторонами деятельности подчиненных организаций. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины, намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков в работе подчиненных организаций.

Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачу входит выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка дея­тельности, наложение штрафов и т.п.). В задачу надзорного органа или должностного лица, строго говоря, не входит выяснение того, насколько эффективно и рационально налажена работа, и дача рекомендаций, как улучшить организацию дела.

Как правило, надзорные органы не являются вышестоящими органами по отношению к организациям, где они осуществляют возложенные на них функции.

Большинство государственных органов являются надзорно-контрольными, т.е. ими осуществ­ляются как функции надзора, так и функции контроля.

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляются Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, иными специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля в пределах их компетенции в соответствующих сферах деятельности.

Государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда также осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством.

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства об охране труда республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, работодателями и работающими осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

Надзор и контроль отличаются и по формам реагирования на выявленные нарушения. Как указывалось выше, надзорные органы наделены определенными властными полномочиями. Од­нако и контрольные органы, хотя они и не наделены такими полномочиями, имеют немало средств воздействия для вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования в целях устранения выявленных нарушений, упущений и недостатков в работе по обеспечению охраны труда. 

Организации малого предпринимательства, как правило, не имеют вышестоящих органов управления. Однако их деятельность не может рассматриваться как подлежащая только надзору со стороны соответствующих государственных органов. Деятельность таких организаций подконтрольна местным исполнительным и распорядительным органам, зарегист­рировавшим их учредительные документы, т.к. нет такой сферы деятельности государства, кото­рая была бы изъята из-под их контроля.

 


ОПРОС

Что для Вас "охрана труда"?
 

ЮМОР